Тренды мотоиндустрии: рынок электромототехники Европы
10 апреля 2021
Европейский рынок электроскутеров и электробайков в 2020 году существенно вырос. Продажи в 28 странах континента (включая Великобританию) составили 75 000 единиц двухколесного электротранспорта, в процентном отношении увеличившись на 22,6% относительно показателей 2019 года.

Одним из эффектов последствий пандемии Covid19 стал рост спроса на индивидуальную мобильность, которую обеспечивает двухколесных транспорт. Почти все европейские рынки мотоиндустрии быстро восстанавливаются после весеннего локдауна, и прогнозы маркетологов на следующий год выглядят очень позитивно. Спрос на электроскутеры в Европе действительно остается высоким, в то время как потребители находят лишь ограниченное предложение, так как многие ведущие производители предлагают линейку продуктов, созданную для проката и шеринга, которые составляют более 90% от объема прошлого года.
Рынок проката был (и остается) в сложном положении из-за резкого экономического спада, связанного с последствиями пандемии. Тем не менее, при поддержке местных и национальных стимулов в сфере электротранспорта, фокус спроса смещается с B2B на B2C сегмент. При этом потребители нуждаются в большем разнообразии мототехники, умной, легкой, со съемным и легко заряжаемым аккумулятором и по конкурентоспособной цене.

Не многие электроскутеры, фактически доступные на рынке, соответствуют этим ожиданиям, в результате чего большинство потребителей в процессе покупки все же решают приобрести более традиционный скутер с ДВС. Тем не менее, рынок продолжает расти: продажи на континенте (28 стран Европы, включая Великобританию) в 2020 году составили 73 593 единицы, что на 22,6% больше в сравнении с 2019 годом.
Рынок электромототехники все еще находится в зачаточном состоянии и еще не готов раскрыть свой теоретический потенциал. До сих пор разработка полностью находилась в руках стартапов, а крупные игроки, такие как японские, корейские и европейские мотобренды, выжидали, прежде чем решиться на серьезные инвестиции в этом направлении. Модели электромототехники, представленные ведущими брендами мотоиндустрии, скорее кажутся шоу-раннерами для выставок, чем техникой для реальных продаж.
Первый пик на рынке был достигнут в 2012 году с продажами 19 000 единиц на европейском уровне (28 стран ЕС), что составляет 1,22% континентального рынка двухколесных транспортных средств. Но затем продажи упали, и через два года было зафиксировано всего 11 150 продаж (0,87% от общего числа), прежде чем начался второй этап, почти с новыми игроками, новыми стартапами и новыми инвестициями.

На этом втором этапе технологии подверглись существенной доработке, и производители стали уделять больше внимания реальности, работая над увеличением пробега, сокращением времени зарядки аккумулятора и, в целом, улучшением качество продукции. Между тем, введение в Европе новых правил безопасности (стандарт ABS с 2017 года, принятие Euro3 с 2017 года и другие) изменило конкурентный сценарий, переместив фокус приоритетов на разработку продуктов, которые требовали большей компетенции и меньше новаторства.
Третья фаза началась в 2017-2018 года, когда до рынка добрались даже неевропейские бренды. На континенте высадились компании с большим опытом продаж и производства в Китае (Niu, Super Soco) или с собственным ярким сценарием будущего (Gogoro). Рост продаж ускорился, и в 2019 году сегмент создал стабильную базу, достигнув рекордных 61 629 единиц, включая 1 954 электромотоцикла (в большинстве случаев – это мототехника Zero). Сегодня рынок становится более концентрированным, и лишь несколько брендов контролируют продажи. Техника пятерки ведущих производителей (Niu, Silence, Askoll, Super Soco и Govecs) составляет 44,5% рынка.
