Тренды мотоиндустрии. Европейский рынок электроскутеров
22 мая 2020
Существующее положение на европейском рынке скутеров и мотоциклов с электроприводом оценивается отраслевыми аналитиками, как старт третьего этапа развития, когда усовершенствованные высокие технологии и реализованные на практике интеллектуальные мобильные решения позволили рынку сконцентрироваться в руках у немногих производителей. После достижения рекордного уровня продаж в 2019 году с более чем 60 тысячами регистраций новых двухколесных транспортных средств на электротяге, ожидается, что связанные с пандемией Covid19 пертурбации в мотоиндустрии поспособствуют значительному увеличению возможностей для этого сегмента рынка.
![4_05.png 4_05.png](/upload/medialibrary/e57/e57105b352b70bfc4e42c26135837cbd.png)
По оценкам специалистов, на сегодняшний день европейский рынок электроскутеров и электробайков все еще находится в зачаточном состоянии и, несмотря на растущие продажи, еще никто не сумел воспользоваться существующим теоретическим потенциалом. До сих пор разработка полностью находилась в руках стартапов, при этом крупные игроки отрасли, такие как японские, корейские и европейские мотобренды, выжидали, прежде чем начать инвестировать или производить. Некоторые компании инициировали производство моделей мототехники с электродвигателями только чтобы подтвердить свои возможности, а не с целью бизнеса.
Первые серийные электроскутеры были представлены в Европе более десяти лет назад, однако сегодня большинство брендов-первооткрывателей больше не являются участниками этого бизнеса. Первый пик в этом сегменте рынка был достигнут в 2012 году с 19,000 продаж на европейском рынке (EU28), что составило 1,22% континентального рынка двухколесных транспортных средств. Но затем, всего лишь два года спустя, продажи упали до уровня 11,150 единиц (0,87% от общего числа продаж мототехники), прежде чем начался второй этап, почти со всеми новыми игроками, новыми стартапами и новыми финансовыми вливаниями.
![3_05.png 3_05.png](/upload/medialibrary/384/384725fce672f3e0ff8540eaf820da1b.png)
На этом втором этапе относительно новые технологии были проработаны немного тщательнее, и производители стали больше учитывать «реальность», стоящую за мечтой о взрывном росте продаж электротранспорта, поработав над улучшением величины пробега, сокращением времени зарядки аккумулятора и, в целом, улучшением качества продукции. Фактически провалы первого этапа были связаны главным образом с низким качеством используемых аккумуляторных батарей. Покупка электроскутера обычно была серьезным испытанием для потребителя с точки зрения стоимости, и заканчивалось техническим фиаско, когда транспортное средство практически выходило из строя в течение 24 месяцев эксплуатации.
![2_05.png 2_05.png](/upload/medialibrary/55d/55d2549a97ec9ca13e13bd3507dfa9f8.png)
Между тем, введение новых правил в Европе в отношении безопасности (стандарт ABS с 2017 года, принятие норм Euro3 с 2017 года и др.) изменило конкурентный сценарий, повлияв на разработку продукта в рамках новых приоритетов, требующих больше компетенций и меньше новаторства.
Третий этап развития европейского рынка мобильного электротранспорта начался в 2017-2018 году, когда на рынок вышли высадившиеся на континенте неместные бренды, обладающие большим опытом работы в Китае (Niu, SuperSoco) или собственным видением будущего (например, Gogoro). Рост продаж ускорился, и в 2019 году сегмент создал прочную базу, достигнув рекордной отметки продаж в 61 629 единиц двухколесного электротранспорта, включая 1,954 мотоцикла (Zero Motorcycles, в большинстве случаев).
Сегодня можно говорить о тенденции к концентрации рынка, на котором представлено небольшое количество брендов, причем пять ведущих производителей двухколесного электротранспорта (Niu, Silence, Askoll, SuperSoco и Govecs) контролируют 44,5% рынка.
![1_05.png 1_05.png](/upload/medialibrary/d8d/d8d5b865c0a8f044cf9212f92cdc1a27.png)