Смазать или потерять: обслуживание мотоцепи
23 февраля 2020
Цепь привода – один из самых высоко нагруженных узлов вашего мотоцикла. И по большому счету мотоцепи относят к расходникам, поскольку этот элемент цепной передачи обладает ограниченным сроком использования. Однако если цепь находится в ненадлежащем состоянии, то это неизбежно сказывается на состоянии звезд цепной передачи, повышенной нагрузке на детали двигателя, увеличении расхода топлива и снижении ресурса множества связанных деталей. Вот почему необходимо вовремя обслуживать цепь, если только вы не ставите своей целью купить новые запчасти для мототехники, на замену пришедшим в негодность из-за вашего нежелания возиться с чисткой и смазкой.
Первым делом, определитесь с качеством установленной цепи. В мануале к вашей мототехнике обычно указаны параметры допустимого провисания, рекомендации по натяжке и сервисный интервал обслуживания цепи. Если она все-таки безбожно тянется (и вы не перетягивали ее ранее) – замените ее на качественную цепь как можно скорее, пока звезды находятся еще в нормальном состоянии.
Обычно смазку цепи рекомендуют проводить каждые 500-1000 км пробега, после поездки в дождь или мойки под давлением. Отсутствие смазки приводит к неизбежному износу звеньев цепи со всеми описанными выше последствиями. Но перед нанесением смазки необходимо как следует отмыть цепь от отработанной смазки, песка и грязи. Если этого не сделать, то смазка мало чем поможет.
Очистить цепь можно при помощи не жесткой щетки, используя в качестве растворителя грязи керосин, уайт-спирит или дизельное топливо. Эти неагрессивные растворители не оказывают критического воздействия на сальники, повреждения которых и вызывают растяжению и неравномерному износу цепи. Также не забывайте о необходимости очистки звезд (как ведомой, так и ведущей). На рынке также представлены специализированная химия и различные приспособления для чистки цепи – пользоваться ими удобнее, но за удовольствие придется заплатить. После чистки нужно выждать 20-30 минут – это время необходимо для полного испарения растворителя. Если этого не сделать, то свежая смазка не достигнет определенной консистенции и адгезии и, в итоге, разлетится на первом десятке километров пробега.
Для смазки удобнее всего использовать специальные аэрозольные спреи. Они бывают нескольких видов: для цепей офф-роад мототехники, для дорожных мотоциклов, для спортбайков. Различия заключаются в плотности, адгезии и способности противостоять высоким температурным нагрузкам. Смазку наносят по кругу с внутренней стороны цепи в местах расположения сальников, ролики цепи смазывать не нужно. Излишки протирают сухой чистой тряпкой, после этого смазке дают какое-то время, чтобы загустеть. Аэрозольная смазка разбавлена растворителем и время, необходимое для того, чтобы она дошла до нужной кондиции, вы найдете в инструкции на баллоне.
После проведенных процедур по чистке и смазке не забудьте проверить покрышку заднего колеса на наличие масляных загрязнений (их можно устранить моющим средством или уайт-спиритом), а также при необходимости отрегулируйте натяжение цепи. Следите за состоянием цепи и вовремя ее обслуживайте – и вы сможете избежать лишних затрат на запчасти для вашей мототехники.