Ремзона: управляемость мотоцикла
1 ноября 2020
Регулярное техобслуживание и работа грамотных специалистов мотосервиса – залог отсутствия неприятных сюрпризов со стороны техники при ее эксплуатации на дорогах и бездорожье. Однако не стоит упускать из виду те простые вещи, с которыми владелец мотоцикла может разобраться самостоятельно. Именно поэтому важно быть внимательным к изменениям в поведении вашего транспортного средства, когда байк, прежде отлично слушавшийся руля, начинает вести себя не лучшим образом.

В большинстве случаев причинами снижения управляемости становится пренебрежение элементарными вещами, среди которых: недостаточное или избыточное давление в шинах, износ протектора покрышек, несоответствие размера шин конкретной модели мотоцикла. В результате мотоцикл хуже поворачивает (низкое давление в шинах, неверно выбранный размер), подпрыгивает на каждой кочке и жестко реагирует на неровности дороги (слишком высокое давление в шинах). Износ средней части покрышек проявляется тем, что мотоцикл при повороте сначала трудно «заложить», а затем, в какой-то момент, он резко «сваливается» в вираж.

Еще один очевидный момент, который отрицательным образом отражается на управляемости двухколесной мототехники – отсутствие прямолинейности качения колес. Байк норовит уехать в сторону, чувствуется различие в устойчивости при поворотах налево и направо. Определить нарушение соосности колес мотоцикла можно попробовать самостоятельно. Веревку достаточной длины нужно прикрепить к нижней части переднего колеса и протянуть с обеих сторон к заднему; высота веревки должна быть на равном расстоянии от земли. Измерив длину веревки от места пересечения ее с задней покрышкой до переднего колеса, нужно убедиться в совпадении этой величины с обеих сторон мотоцикла – это если с геометрией все в порядке. При небольшой разности величин измерений следует отрегулировать положение оси заднего колеса. В случае, когда это не дает желаемого результата – нужно обратиться в мотосервис для серьезной проверки на стенде и устранения возможной деформации рамы, передней вилки или маятника, которые, чаще всего, являются последствиями падений.

К числу причин снижения управляемости также относятся люфты передней и задней подвесок мотоцикла, возникающие из-за ее неправильной регулировки или износа подшипников рулевой колонки, маятника, осей колес, к которому приводит ослабление затяжки, недостаток смазки, ударные нагрузки. Ни в коем случае нельзя допускать появления люфтов рулевой колонки или маятника относительно рамы – это неизбежно приведет к преждевременному износу подшипников. Проверить наличие люфтов достаточно просто: вывесив колеса, нужно подвигать-потолкать подвижные элементы подвески, выкрутить руль в крайние положения – услышав скрип, стук или почувствовав слишком свободный или затрудненный ход, можно быть уверенным в необходимости регулировки и серьезной ревизии состояния узлов.

Неуверенное руление, тряска и болтанка, необходимость постоянного подруливания, стук при торможении и на неровностях дороги – мотоцикл сам подсказывает вам о возможных неисправностях. Просто будьте внимательны, и ваша техника будет служить вам безотказно долгие годы.