Ремзона: причины возникновения прострелов
10 июля 2022
Каждый, кто имел дело с мототехникой, рано или поздно столкнется с прострелами - громкими хлопками или выстрелами в глушителе байка. Эта проблема не только раздражает окружающих, но и является потенциально опасной для двигателя мотоцикла. Причиной прострелов является наличие несгоревшего топлива в выхлопной трубе, и это может случиться по ряду причин, которые мы рассмотрим в этой статье.
Первым возможным сценарием неисправности может быть неверная синхронизация зажигания. Сегодня на большинстве мотоциклов используется либо конденсаторное зажигание (CDI) либо блок электронного управления. Современные модули зажигания обычно отлично справляются с отправкой сигнала зажигания, даже если им уже сорок лет. Так что, если у вас есть проблема с синхронизацией, то, скорее всего, она механическая.
Причиной могут быть такие вещи, как цепь ГРМ, которая перескочила на один зуб вперед или назад, или выпускной клапан, который остается открытым слишком долго (что является довольно распространенной проблемой на старых мотоциклах). У классического мотоцикла с конденсаторным зажиганием все становится немного сложнее, потому что теперь у вас имеются не только все эти механические проблемы с синхронизацией, о которых нужно беспокоиться, но вы также должны выяснить, правильно ли было выставлено ваше зажигание.
Угол опережения зажигания необходимо устанавливать вручную, следуя инструкциям из руководства по ремонту или обслуживанию вашего мотоцикла. Но обычно это делается путем нахождения определенных установочных меток внутри крышки картера и совмещения их. Опять же, все будет зависеть от того, какая у вас модель мотоцикла, поскольку варианты могут разные.
Поздняя искра воспламеняет смесь в камере сгорания когда выпускной клапан в головке цилиндров уже начнет открываться - в результате вы услышите очень громкий хлопок сгорания и, может быть, даже увидите пламя, выходящее из выхлопной трубы.
Следующей причиной прострелов может быть слишком богатая топливная смесь, которая сгорает не полностью. Такое состояние не является нормой и должно быть устранено. Езда на переобогащеной смеси не только снижает количество километров пробега на литр топлива, но и может вызвать неприятные последствия для выхлопной системы.
Если при воспламенении свечи зажигания в цилиндре находится слишком много топлива, то не весь его объем будет успешно сожжен в процессе сгорания. Избыток топлива будет выталкиваться из головки блока цилиндров через выпускной клапан, после чего это несгоревшее топливо вступит в контакт с атмосферным воздухом и будет окружено чрезвычайно горячим выхлопным коллектором. В присутствии кислорода воздуха и высоких температур топливо воспламеняется и издает громкий хлопок.
Прострелы при недостаточном количестве топлива может быть не таким распространенным явлением, как другие проблемы, но тоже могут случаться. Иногда это происходит, когда люди снимают штатный фильтр-бокс и заменяют его дешевым фильтром.
Когда в цилиндр поступает слишком бедная смесь, и свеча зажигания пытается воспламенить ее, сгорание может быть подавлено большим количеством присутствующего воздуха. Затем, как только выпускной клапан открывается и не сгоревшая топливно-воздушная смесь попадает в горячий выпускной коллектор, топливо воспламеняется и издает громкий хлопок.
Виновником слишком нарушения баланса топливной смеси почти всегда является ненастроенный или грязный карбюратор. Когда игла внутри карбюратора загрязняется, она имеет тенденцию залипать, и пропускает больше топлива, чем предполагалось - в результате на выходе имеем переобогащенную смесь. Грязные форсунки, отложения грязи и соринки - могут стать причиной обеднения смеси.
Снимите карбюратор с вашего двигателя, разберите его (сделайте кучу фотографий, чтобы вы помнили, как собрать его обратно) и замочите его в очень горячей мыльной воде, чтобы разрушить загустевший бензин. Прочистите все внутренности карбюратора и убедитесь, что вы видите сквозь все крошечные отверстия в форсунках. После установки карбюратора не лишним будет убедиться, что встроенные топливные фильтры в тракте подготовки топлива также чисты.
Незакрепленный или прохудившийся выпускной коллектор - еще одна причина прострелов. Выхлопные газы на выходе из двигателя, имеют намного более высокое давление, чем окружающая среда. Поэтому, если между головкой блока цилиндров и выпускным коллектором есть хотя бы малейшее отверстие, выхлопные газы будут прорываться сквозь него и создавать сильный шум.
Лучший способ исправить это - затянуть патрубок коллектора как следует, предварительно проверив состояние колена глушителя. Некоторые мотоциклы так сильно вибрируют во время движения, что со временем гайки или болты крепления выхлопной системы ослабевают. Проверяйте соединение выпускного коллектора каждые несколько месяцев в рамках профилактического обслуживания.
Пропадающая искра - очень неприятная проблема. Это неисправность трудно диагностировать, но есть несколько признаков того, что это может быть с вашим байком. Если он выдает прострелы только в определенное время, например, когда очень холодно, очень жарко, когда идет дождь, когда вы поворачиваете налево и т. д., то у вас может быть проблема с пропадающей искрой.
Периодически возникающая поломка может быть вызвана неисправностью свечи, проводов или катушки зажигания. Чтобы проверить свечу зажигания, можно выкрутить ее из головки цилиндра и прижать нижнюю часть к боковой части двигателя, чтобы заземлить ее и дать искре куда-то уйти. Если после нажатия кнопки стартера искра проскакивает через равные промежутки времени, значит, свеча зажигания в порядке.
Проверить провод свечи зажигания можно при помощи специального тестера. Также можно сделать тщательный визуальный осмотр самого провода - ищите любые трещины или потертости. Если что-нибудь найдёте - меняйте на новый. Если вы подозреваете, что у вас неисправна катушка зажигания, лучше заменить ее. Также помните о том, что прострелы сами по себе не являются неисправностью - это всего лишь симптом проблем, которые требуют устранения.