Прогноз погоды: глобальное потепление
16 августа 2021
Сегодня мотоциклетная промышленность достаточно уверенно справляется с проблемами, связанными с пандемией COVID-19. Однако впереди все отчетливее вырисовывается новая серьезная проблема, вызванная ускорением темпов глобальных климатических изменений. В этой связи, мотоиндустрия будет вынуждена ускорить процесс полной электрификации мототранспорта. При этом китайские производители, как наиболее подготовленные к развитию в этом направлении, имеют все шансы занять позицию лидера в данной сфере в течение нескольких ближайших лет.
В 2020 году глобальная пандемия COVID-19 вызвала один из тяжелейших экономических спадов за последние годы, и мотоиндустрия оказалась одним из наиболее сильно пострадавших секторов мировой экономики. В то время как объемы производства и продаж в автомобильной промышленности претерпели резкое снижение, мотоиндустрия в 2020 году потеряла объемы из-за неадекватной реакции на пандемию лишь на нескольких крупных рынках (Индия, Индонезия, Филиппины, Пакистан). Вместе с тем, самые значимые рынки мира (США, Китай, Европа, Япония и Корея) вышли из пика кризиса уже во втором квартале 2020 года, чему способствовала волна спроса на индивидуальную мобильность, которая идеально представлена скутерами, мотоциклами и квадроциклами.
Согласно расчетам специалистов, есть основания утверждать, что мировая мотоциклетная промышленность вышла на новый этап развития, который подразумевает полное восстановление отрасли в 2021 году, совпадающего с началом с долгосрочного роста. Прогнозы аналитиков говорят, что к 2026 году ежегодный мировой объем производства мотоциклов и скутеров составит 75 миллионов единиц мототранспорта.
Однако, справившись с одной проблемой, индустрии придется искать эффективное решение другой чрезвычайной ситуации, связанной с изменением климата. Данные свидетельствуют о том, что в любой год из последних 30 лет (исключая 2020 год, когда люди были вынуждены на какое-то время оставаться дома), глобальное состояние окружающей среды характеризовалось негативным трендом. Ученые и вчера, и сегодня неустанно предупреждают людей и правительства о необходимости немедленных действий. Однако промышленники по-прежнему успешно лоббируют свои интересы, а бывший президент США в свое время даже вышел из Парижского соглашения по климату и неоднократно ставил под сомнение эту мировую проблему.
В наши дни, когда грандиозные пожары и разрушительные тайфуны стали обыденными новостями, научное сообщество выступает с новым заявлением: их прежние прогнозы были слишком оптимистичными. Ученые заговорили о том, что развитие событий, связанных с глобальным потеплением, опережает ожидания. А это значит, что правительства должны действовать немедленно.
Нынешние мировые лидеры осведомлены о ситуации, и правительства большинства стран мира относятся к ней серьезно. В ближайшие время можно ожидать введения более жестких норм по допустимым выбросам как для автомобильной промышленности, так и для мотоиндустрии. Базисным вектором изменения станет полный отказ от сжигания ископаемого топлива и переход на возобновляемые источники энергии. Это затронет не только конструктив транспортных средств, но и все, что с этим связано: производство компонентов электротранспорта, производство и переработка аккумуляторов, сети подзарядки транспорта и так далее. Данные планы противодействия климатическим изменениям для мотоиндустрии станут новым вызовом, который заставит производителей принять эти новые правила или покинуть рынок.
В вопросе электрификации транспорта китайские компании занимают лидирующую позицию и, по прогнозам экспертов, в течение следующих десяти лет обойдут нынешних лидеров – японских и индийских производителей - которые слишком медленно, хотя и по разным причинам, реагируют на актуальные требования времени. Правительство Китая уже предприняло ряд масштабных действий по переходу на электротранспорт, и последствия этих решений уже имеют заметный эффект.
Хотя Япония и является лидером в области аккумуляторных технологий, японские производители мототехники не спешат вкладывать средства в электрификацию транспорта. Понятно, что они должны заменить существующую отлаженную производственную систему на новую модель, фактически лишившись текущих прибылей. До сих пор Honda анонсировала только одну реальную модель электроскутера U-Go для продаж в Китае, появление которой, в первую очередь, рассчитано на противодействие потере объемов на быстрорастущем китайском рынке двухколесного электротраспорта.
Индийские производители мототехники слишком сконцентрированы на локальных задачах и на огромном, защищенном государством, внутреннем рынке, чтобы интересоваться вопросами импорта. Сегодня индийский рынок мототехники отталкивается от больших объемов продаж, простых и мало затратных технологий, низких фиксированных цен, что гарантирует высокую прибыль для отечественных производителей. Все эти факторы работают против процесса электрификации, и на данный момент Индия далека от конкретных подвижек к каким-либо изменениям, связанным с развитием производства собственного электротранспорта, за исключением отдельных стартапов, которые ориентированы скорее на внешние рынки.