Мотоцикл в деталях: электростартер
10 июня 2020
Современная мототехника заводится при помощи простого нажатия кнопки старта, если она оснащена системой запуска двигателя. Конечно, так было не всегда, и запуск мотора при помощи рычага кик-стартера даже сегодня широко используется в качестве дублирующей или основной системы запуска. Но за удобство запуска с кнопки приходится платить: дополнительный вес компонентов, усложнение конструкции, отказы и поломки. Несмотря на эти недостатки, электростартер мотоцикла позволяет с комфортом пользоваться техникой и получать больше удовольствия от поездок.
Задача электростартера заключается в создании нужных условий для розжига топлива: коленвал мотора необходимо раскрутить до определенных оборотов, что позволит ДВС выйти на стабильную самостоятельную работу. Электродвигатель стартера выступает источником механической энергии для раскрутки коленчатого вала, и работает он только в момент запуска двигателя.
В борьбе за снижение веса конструкторы мототехники отдают предпочтение компактным аккумуляторным батареям с небольшими пусковыми токами. Для раскручивания коленвала двигателя требуется достаточно большое усилие, которое высокооборотистый коллекторный электродвигатель стартера выдать не в состоянии. Для повышения крутящего момента и снижения оборотов используются планетарный редуктор, который монтируется либо в корпусе двигателя, либо в самом электростартере. Последний вариант конструкции используется в стартерах мототехники с двигателями большого объема, хотя такое решение можно увидеть и для компактных малокубатурных моторов, где в корпусе нет места для редуктора.
Условия работы электростартера достаточно суровые: высокие обороты, температурные нагрузки, вибрационные воздействия быстро приводят к износу деталей этого узла. Обычными неисправностями становятся износ щеток и рабочей поверхности коллектора, замыкание или обрыв обмотки ротора из-за перегрева, критические загрязнения, износ подшипников вала с последующим перекосом и заклиниванием ротора. К более редким случаям можно отнести механические повреждения стартера в результате падений и другого рода физических воздействий.
Электростартер является ремонтопригодным узлом. Восстановить его работоспособность достаточно просто, если ремонт выполнить вовремя. Одна из самых распространенных манипуляций – замена изношенных щеток новыми и тщательная чистка ламелей коллектора, промежутки между которыми забиваются токопроводящей пылью. Чистить нужно аккуратно и после чистки необходимо убрать последствия при помощи полировки ламелей – если этого не сделать, срок службы новых щеток будет неприлично малым. Для лучшей притирки новых щеток стартеру нужно некоторое время дать поработать без нагрузки. Перед сборкой узла также необходимо почистить подшипник вала и опорную втулку и нанести на них небольшое количество смазки.
Износ и повреждения ламелей коллектора бывают настолько велики, что ремонт становится невозможен или нецелесообразен. Самый очевидный выход – это покупка нового стартера для вашего мотоцикла, тем более что в онлайн-магазине Regulmoto вы найдете широкий выбор электростартеров для многих моделей мототехники китайских производителей.