Мотоиндустрия Японии: итоги 2020
1 марта 2021
Японский рынок мотоциклов завершил минувший 2020 год с хорошими показателями. Благодаря бурному росту продаж в четвертом квартале общий объем проданной мототехники вырос на 1,4% по сравнению с предыдущим годом. Продажи импортеров мотоциклов также выросли, за исключением Harley-Davidson, у которых дела обстояли не так радужно.
Тенденции на внутреннем рынке мотоиндустрии в минувшем году почти не зависели от экономических рисков, связанных с пандемией Covid19. Япония справилась с этой проблемой лучше большинства других стран, а мотоиндустрия страны неожиданно продемонстрировала некоторое оживление после многих лет спада.
В последние годы новое поколение японцев все чаще отказывается от двухколесного транспорта, что негативно отражается на положении дел в отрасли. Однако сегодня можно отметить возросший интерес японцев к мототехнике, который базируется на необходимости социального дистанцирования и большей востребованности индивидуальной мобильности в условиях пандемии.
Учитывая, что мотоиндустрия Японии незначительно пострадала от последствий локдауна, тенденция продаж в последние месяцы очень обнадеживает. В первой половине 2020 года рынок потерял объем по сравнению с предыдущим годом, но уже к концу сентября отставание было полностью восполнено.
В четвертом квартале динамика роста была еще сильнее: прогресс по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года продемонстрировал отрыв на 21,2%, что является удивительным показателем для обычно устойчивого рынка, который находится в состоянии спада уже не первый год. Объем продаж за весь 2020 год составил 388 005 единиц мототехники, что на 1,4% больше прошлогодних показателей.
В минувшем году в борьбе за симпатии потребителей Honda заняла первое место с 175 206 единицами проданной мототехники (+ 1,2% в сравнении с 2019 годом). Вторую ступень пьедестала заняла Suzuki с 70 853 единицами (+ 8,6%), обогнав Yamaha, которой в 2020 досталось третье место с результатом в 70701 единицу (-7,2%).
Хорошие результаты также показали все импортеры мототехники, кроме Harley-Davidson, потерявших -8,4% от прошлогоднего объема продаж. Объемы продаж KTM выросли на 63%, BMW - на 9,8%, Triumph - на 18,8% и Ducati - на 19,8%.
Сегодняшнее количество продаж на внутреннем рынке мототехники составляет около 10% от исторических пиковых уровней, притом что большая часть негативного тренда приходится на сегмент мопедов. В начале 80-х, когда мотоциклы были в большом почете, малокубатурные скутеры стали очень популярным транспортом и повсеместно использовались для поездок на работу, посещения школы и поездок за покупками. В то время продажи мопедов превысили 2,8 миллиона единиц за год. Символом времени и героем продаж стал знаменитый Honda Super Cub 50, который также широко использовался в качестве коммерческого мототранспорта для доставки газет и доставки на дом.
В последующие десятилетия продажи небольших двухколесных мотоциклов постепенно падали по нескольким причинам: возрастные ограничения на управление транспортом в 90-х, ужесточение экологического контроля в “нулевых”, дальнейший рост проблем с парковочной инфраструктурой и штрафы за нарушение правил парковки.
Последним толчком, подкосившим сегмент малокубатурной мототехники, стало введение более жестких экологических норм. Япония, как и другие страны мира, приняла за основу стандарты Европейского Союза по выбросам транспортных средств. Пятая версия стандарта, вступившая в силу в 2020 году, требует обеспечить чистую работу двигателя на протяжении всего срока службы транспортного средства. Согласно исследованию Европейской комиссии, это должно сократить выбросы вдвое в течение 20 лет, но при этом приведет к повышению стоимости каждого транспортного средства на 130 долларов, что составляет около 10% цены некоторых моделей мототехники японского производства.