Мотоиндустия Китая: сокращение продаж более чем вдвое
3 мая 2020
Китайский рынок мотоциклов потерял 58% продаж в первом квартале 2020 года с отрицательным пиком в феврале, когда продажи упали на 85%. По прогнозам аналитического агентства Market Data & Insights, в последующих кварталах годовой баланс будет расти, однако рынок восстановит большую часть объема только в 2021 году.
Текущий 2020 год начинался для китайской мотоиндустрии с положительных тенденций, после провала продаж, связанного с недавним введением новых стандартов для двухколесного электротранспорта и запретом на эксплуатацию мотоциклов в городах с целью снижения уровня загрязнения окружающей среды. К сожалению, связанные с Covid19 карантинные меры прервали тенденции роста, и по итогам первого квартала 2020 года отрасль продемонстрировала крайне негативные показатели.
Почти вся страна была закрыта на карантин в течение всего февраля, и начавшийся в марте возврат к нормальной работе был постепенным. Дилерские центры по продаже мотоциклов более 75 дней были закрыты, а все заводы бездействовали. Уже в начале апреля экономическая активность вернулась к нормальным показателям, с некоторыми ограничениями, чтобы избежать рецидива распространения вируса. Продажи нового двух- и трехколесного мототранспорта упали на 85% в феврале и на 81% в марте. Итоговые продажи в первом квартале составили 1,43 млн. единиц, что на 58% ниже показателей предыдущего периода. В течение второго квартала рынок будет восстанавливаться, при этом прогнозируемый объем продаж в 2020 году составит 12,37 млн. единиц, что на 26,5% ниже объема прошлого года.
Китайский рынок мотоциклов сложил лавры локомотива мировой мотоиндустрии в 2016 году, после того как правительство КНР приняло решение о запрете мотоциклов в городских центрах с целью снижения загрязнения. Сегодня в Китае, как и во многих других странах, наблюдается рост использования легкого электротранспорта – по некоторым оценкам, в стране используется около 200 миллионов электробайков и электровелосипедов, три миллиона из которых приходятся на Пекин. Поскольку технические характеристики двухколесного электротранспорта претерпели существенные изменения за последние десятилетия, действующие стандарты, установленные в 1999 году, давно утратили свою актуальность. В результате чего легкий электротранспорт, до недавнего времени производившийся и продаваемый в Китае, не был стандартизирован.
Без соответствующего стандарта сложилась ситуация, когда многие транспортные средства производятся и продаются как «электровелосипеды», но при этом они, по сути, являются мототехникой, способной развивать скорость до 40 км/ч и больше. На них, как на велосипеды, не распространялись требования к экипировке водителя и какие-либо другие ограничения. Эксплуатация такого скоростного электротранспорта на велосипедных дорожках и тротуарах, предназначенных для не моторизованных участников дорожного движения, вызывает определенные нарекания.
Согласно положениям нового стандарта, вступившего в действие в апреле прошлого года, теперь к велосипедам относятся транспортные средства с ограничением максимальной скорости до 25 км/ч (такой лимит соответствует международной практике), и такой транспорт не подлежит регистрации, лицензированию или требованиям к эксплуатации.
Более скоростные электробайки, которые не соответствуют действующему стандарту, рассматриваются как мототехника и подпадают под действие законов об обязательном использовании шлема и требования наличия водительской лицензии. Подобные стандарты уже давно приняты на законодательном уровне и в нашей стране, однако всегда стоит помнить о том, что ответственность за выполнение Правил дорожного движения, личную безопасность и безопасность других людей полностью лежит на водителе транспортного средства.