Чего шумим? Диагностика неисправностей мотоцикла по звуку
23 февраля 2020
Неудивительно, что мотоциклетные двигатели издают различные звуки: так бывает, когда несколько сотен металлических деталей вращаются с частотой в тысячи оборотов в минуту. Но иногда в музыку исправно работающего мотора вплетаются нотки, вызывающие беспокойство и даже тревогу. Опытное ухо улавливает эту фальшь и остается только локализировать место для определения возможной неисправности.
Диагностику по стороннему шуму стоит начать с прослушивания работающего двигателя в различных точках, таких как клапаны в районе крышки ГБЦ или механизм натяжителя цепи. При запуске двигатель зачастую звучит шумно, поскольку детали не вышли на рабочие нагрузки, двигатель не прогрелся, масло только начало свободную циркуляцию. После того, как двигатель какое-то время поработал, звук становится более размеренным. Но если шум сохраняется или нарастает, это может указывать на чрезмерный износ деталей, который потребует покупки запчастей для мотоцикла и неотложных ремонтных работ.
Байк звучит так, будто под седлом завалялись бабушкины часы с кукушкой? Начните проверку с выхлопной системы, особенно если мотоцикл старый или недавно были какие-то манипуляции с выхлопной трубой или коллекторами системы выхлопа. Небольшой зазор в уплотнении, незакрепленный раструб коллектора или маленькое отверстие, открывшееся в проржавевшей трубе, могут привести к тикающему звуку. Лучше всего проверять, когда на улице холодно – в первые несколько секунд после запуска вы сможете увидеть немного пара или капающего конденсата, можно также почувствовать выход газов рукой, главное быть осторожным и не обжечься.
Если выхлоп в порядке и достаточно герметичен, и при этом имеется цокот, который затихает по мере того, как двигатель прогревается, но растет с повышением оборотов – вспомните, когда последний раз вы проверяли зазоры клапанов газораспределительного механизма. Стук толкателей клапанов по крышкам не сразу приводит к катастрофическим последствиям, однако точно скажется на производительности и в конечном итоге приведет серьезным неисправностям.
Если при сбрасывании газа вы слышите в моторе неприятный грохот, скорее всего цепь ГРМ (или ее натяжитель) доживают свои последние деньки. Подобно приводной цепи, она растягивается и достигает предела износа, который натяжитель уже не в состоянии компенсировать. В этом случае цепь может хлопать и вызвать характерный шум. Лучше не доводить дело до обрыва цепи и заклинивания поршня – купите эти недорогие мотозапчасти и замените их побыстрее.
Звонкие звуки детонации топливной смеси хорошо прослушиваются при резком открытии дросселя или увеличении нагрузки. При работе мотора на высоких оборотах, когда детонация особенно опасна, они практически неразличимы. Печальными последствиями могут стать прогорание поршней, разрушение колец и перегородок между ними, разбитые подшипники и детали механизма газораспределения. Причиной детонации могут быть неправильно выставленный момент зажигания, неверное октановое число используемого топлива, перегрев мотора или нагар в камере сгорания.
Четко различимый легкий металлический звон или шелест может быть вызван сильным износом колец поршня. Косвенными признаками этого также станут дымный выхлоп, повышение расхода масла и низкие показатели компрессии.
Стук резкого металлического тона в верхней части цилиндра может быть вызван выставлением слишком раннего зажигания или износом пальца поршня и втулки шатуна. Если точная регулировка зажигания не помогает, то следует менять палец и шатун, пока износ этой пары не сказался на состоянии других важных деталей.
Износ подшипников коленвала двигателя также будет слышен как тиканье средних и низких тонов. Его лучше слышно в нижней части картера на малых оборотах вала, и этот звук может пропадать по мере роста числа оборотов. Дополнительными признаками неисправности являются падение давления масла и заметный дисбаланс двигателя на малых оборотах.
В заключение следует отметить, что точное определение неисправностей двигателя на слух – дело, доступное только опытным людям с развитым слуховым аппаратом. И подтверждение предварительного диагноза возможно, чаще всего, только после разборки двигателя, при этом накопление опыта ремонта происходит не в один день. В любом случае, не забывайте прислушиваться к вашему мотоциклу, ведь появление новых, посторонних шумов станет для вас сигналом для более тщательной проверки тех или иных узлов и агрегатов.