Мировая мотоиндустрия: на пороге перемен
1 апреля 2022
Общие показатели мировой мотоиндустрии в период последнего десятилетия говорят о стабильном среднегодовом темпе роста в районе 1,5%. По оценкам специалистов актуальные изменения, происходящие в мировой экономике в данный момент, возможно, приведут к снижению объемов продаж и производства в краткосрочной перспективе. Однако среднесрочные ожидания в индустрии двухколесных транспортных средств будут, скорее всего, расти.
После десятилетия роста мировой рынок двухколесного транспорта готов к новым вызовам. При этом, стабильный рост мотоиндустрии пока еще не отражает колоссальных изменений, происходящих в отрасли. В «доковидную» эпоху производство мототехники в странах Северной Америке, Европы, Японии и Корее неуклонно сокращалось. Продажи мотоциклов и скутеров также падали, поскольку молодые потребители были менее заинтересованы в личном двухколесном транспорте по сравнению с предыдущими поколениями, если не считать вынужденной необходимости использовать скутер или мотоцикл для решения транспортных задач в мегаполисах и в странах с плохо развитым общественным транспортом.
Пандемия Covid-19 повлекла за собой огромные изменения и для мотоиндустрии – двухколесный транспорт снова был признан лучшим решением вопроса индивидуальной мобильности. Это также коснулось и тех мест, где есть высокоразвитый общественный транспорт, что заложило потенциал роста рынка мототехники во всех сегментах.
В регионах Южного Полушария мототехника не теряла актуальности спроса, и во многих странах с мягким климатом (Индия, Индонезия, Вьетнам, Филиппины и др.) двухколесному транспорту по-прежнему отдается предпочтение перед автомобилями. Мотоциклетная промышленность в странах этого региона имеет выраженную среднесрочную тенденцию роста, на которую в последнее время влияли в основном, изменения в правилах и экологических стандартах. Например, китайская мотоиндустрия пережила несколько изменений в сфере ограничения выбросов и правилах эксплуатации электротранспорта, Индия столкнулась с падением продаж мототехники на более чем 10% после введения нового стандарта на выхлопные газы в 2018 году, местные производства стран АСЕАН преодолевали сложности в 2020-2021 годах из-за последствий коронавируса.
При всех существующих трудностях мотоциклетная промышленность переживает десятилетие бума из-за растущего глобального спроса на индивидуальную мобильность и влияния на потребительский спрос электрификации транспорта. Общий объем продаж в отрасли в 2021 году составил 58,6 млн единиц техники, что все еще ниже рекордного показателя 2018 года, но уже на 8,5% больше, чем в 2020 году.
Специалисты говорят об ускорении рынка в ближайшие годы – новый рекорд ожидается в 2023 году, а затем и во все последующие пять лет. Учитывая тот факт, что количество проданных в 2021 году электроскутеров и электробайков впервые превысило 10 миллионов единиц, то к 2028 году этот сегмент способен превысить порог в 30 миллионов, что закономерно отразится на росте всей отрасли.
Нынешняя сложная экономическая ситуация способна оказать серьезное воздействие на мировую индустрию. Несомненно, трансформация энергетической отрасли затронет и производство мототехники. В ближайшие месяцы можно ожидать, что растущая стоимость топлива в Европе и Америке отразится на падении спроса техники с ДВС и усилит интерес потребителей к электротранспорту. Объемные перспективы первого полугодия 2022 года в сфере традиционной мототехники ждет сокращение, при этом прогнозируется закономерный рост продаж мобильного электротранспорта.
На развивающихся рынках (в целом, в Индии и странах АСЕАН) рост цен на нефть способен ударить по рынку четырехколесных транспортных средств и станет инициатором замены традиционных автомобилей на электромобили. Поскольку разрыв в цене между автомобилем с ДВС и автомобилем с электродвигателем невелик, оптимальным решением для жителей стран с невысоким доходом, станет поиск более доступного и экономичного транспорта, от чего рынок двухколесных транспортных средств с электроприводом выиграет еще больше. Таким образом, если в ближайшие месяцы кризис коснется практически всех участников рынка и приведет к снижению объемов продаж, то прогноз на ближайшие годы выглядит более оптимистично благодаря росту доли электротранспорта.